Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Феодальное княжество Симабара, расположенное на острове Кюсю, было одним из оплотов католического христианства в Японии. Из Европы сюда прибывали многочисленные миссионеры-иезуиты, обращавшие чужую паству в западную религию. Власти настороженно относились к такой деятельности. Во второй половине XVI века христианство обрело в Стране восходящего солнца столь значительную популярность, что в 1587 году объединитель Японии Тоётоми Хидзёси запретил католическим священникам распространять свою веру.
В Симабаре к тому времени уже открыли иезуитский монастырь и семинарию, а количество христиан в провинции, по разным оценкам, составляло около 70 тысяч человек. Все эти люди находились под патронажем местных феодалов. Религиозный конфликт оказался переплетенным с политикой. Массовые гонения против иноверцев начались в конце XVI века и особенно усилились при сёгуне Токугава Иэмицу, решившем оградить Японию от западного влияния.
Вместе с репрессиями на христиан страну несколько лет (1633−1637) сотрясали тайфуны и засуха. Природные бедствия вызвали уменьшение урожаев и голод. Правительство никак не помогало бедствовавшим. Поборы еще больше нагнетали обстановку. К религиозному конфликту примешался социальный протест.
Цель работы – рассмотреть деятельность христианских миссионеров в Японии в 16-18 вв.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть историю проникновения в XVI веке и специфику деятельности христианских миссионеров;
- рассмотреть политику гонения христианских миссионеров.
1. Христианские миссионеры в Японии: история проникновения в XVI веке и специфика деятельности
1.1. История появления христианских миссионеров в Японии
Свое начало история христианского миссионерства берет в период проникновения в Японию в середине 16 века. Эта эпоха - одна из самых интересных страниц не только японской, но и мировой истории. Это был период бурных и значительных событий; многие из них по праву можно назвать переломными – так огромно их значение для развития человечества.
Миссионеры, прославлявшие пути отдельных и часто неизвестных областей мира, расширили кругозор человека, его представления о мире, заложили основы развития мировой торговли, способствовали более широкому и тесному общению различных народов и культур Старого и Нового Света, Запада и Востока. В результате мир, пожалуй, впервые воспринимался единым и неделимым.
XX век – переломный момент, когда в социально - экономических отношениях и общественно-политическом строе произошли важные качественные сдвиги. И как раз в это время христианство начинает проникать на японские острова.
Христианская вера, по существу, миссионерская. Отличительной особенностью миссионерских религий является то, что все они основаны на определенном Великом «Откровении» конечной истины, доступной всем. Христианство, например, рассматривает «все роды на земле» как объекты искупительной воли Бога и его плана спасения или считает в Новом Завете, что «Царство Божие» в лице Иисуса Христа распространяется на все человечество. Эта страница христианской веры не является второстепенным: христианство по своей сути миссионерскую направленность, без него она теряет смысл [2, с. 17-18].
На протяжении большей части средневековья Европа фактически оставалась изолированным островом, отрезанным от остального мира исламом. На востоке ислам достиг Центральной Азии, откуда тянулся целостной цепью через Западную Азию, Ближний Восток и Северную Африку вплоть до Испании, вплоть до Пиренеев. Пробить брешь в этой стене не удалось даже с помощью крестовых походов.
И ислам по-прежнему явно был на подъеме. В 1452 году Константинополь, который долгое время оставался духовным центром Восточной Церкви, пал под ударами мусульман.
В то же время в Европе все чаще стало заметно пробуждение активности, перешедшее в эпоху географических открытий. Васко да Гама проложил морской путь в Индию, обойдя мусульман с фланга, и Колумб «открыл» Америку. Эти события, в конце 15. Века проходили, открыли совершенно новый период истории: период Европейской колонизации народов Африки, Азии и Америки. Это не случайность. Действительно, можно утверждать, что корни последующей конкистадорской деятельности и европейской колонизации мира в целом лежат в средневековой доктрине «справедливой войны».
При ближайшем рассмотрении можно сказать, что эта колонизация стала современным продолжением крестовых походов. Как сказал Федор: «Хотя планы крестоносцев разрушились, осталось получить их менталитет» [9, с. 23].
Это может показаться парадоксальным, но колониальный период также открыл беспрецедентный период миссии.
Христианский мир был удивлен тем, что через пятнадцать веков после основания христианской церкви в мире есть еще миллионы людей, которые ничего не знают о спасении. Первые две колониальные державы (Испания и Португалия) и их правители твердо придерживались католической веры, и им было «доверено» передать всем людям весть о вечном искуплении.
Поэтому папа Александр VI разделил. (в Папском Boule Inter Caetera Divinae) вскоре после открытия морского пути в Индию и Америку установился неевропейский мир между королями Португалии и Испании и дал им полную власть над территориями, которые уже были открыты и которые еще предстояло открыть.
Эта Булла основана на средневековом представлении о том, что папа обладает высшей властью над всем миром, в том числе и языческим. Отсюда вытекает понятие опеки, согласно которому правители этих двух стран имеют над колониями не только политическую, но и церковную власть. Колониализм и миссионерство фактически зависели друг от друга – право владеть колониями приводило к обязательству христианизировать их.
Право посылать представителей церкви в далекие колонии было настолько важным, что это сказывалось даже на имени этих гонцов и на названии их деятельности. Их работа называлась «миссия» (впервые это слово в таком значении употребил Игнатий Лойола), а сами они - «миссионеры».
Латинское слово missio раньше использовалось только по отношению к учению о троице, так как отец послал сына, а сын и отец послали Святого Духа. В течение пятнадцати веков церковь использовала другие выражения для обозначения того, что впоследствии называлось «миссией»: «распространение веры», «Благовещение Евангелия», «апостольское послание», «Благовещение Евангелия», «рост веры», «расширение церкви», «основание церквей», «распространение Царства Христова», «просвещение народов». Новое значение слова «миссия» исторически неразрывно связано с колониальным периодом и с идеями о обладании чрезвычайными полномочиями. Этот термин стал подразумевать официальную церковь в Европе, которая посылала представителей для обращения заморских народов, что, по сути, было сопутствующим явлением европейской экспансии. Церковь рассматривалась как организация с правом «миссии» светских властей и корпуса «профи» - священников и духовников. "Миссия" означала деятельность, благодаря которой европейская церковная система распространилась на другие части света. "Миссионер" был неразрывно связан с Европейской организацией, от которой он получил мандат и полномочия передавать спасение тем, кто принимает догмы веры.
Миссионерство во все времена являлось важным политическим инструментом. Спасением заблудших душ оправдывались дипломатические интриги и кровавые завоевания. Америку священники покоряли вместе с конкистадорами, и индейцев, спасшихся от испанских мечей, заставляли целовать католический крест.
На Дальнем Востоке дело обстояло иначе: с тамошними могучими государствами было трудно воевать, даже прикрываясь божьим именем. Тем не менее подобные трудности европейцев не останавливали. В ХVI веке они добрались до Японии.
Когда в 1543 году первые португальские торговцы доплыли до далёких островов, было ясно, что католические миссионеры скоро последуют за ними. Так и произошло.
Уже в 1547 году иезуит Франциск Ксаверий, проповедовавший в Малакке - колонии Португалии в Индонезии, — начал готовиться к путешествию на северо-восток. Его интерес подогревал японец Андзиро, покинувший свою родину, скрываясь от наказания за убийство. Он рассказывал португальцу о своей стране, о её обычаях и традициях, но предсказать, захотят ли японцы принять католическую веру, не мог.
После долгой подготовки и переписки с португальскими властями Франциск отправился в плавание. Японии он достиг 27 июля 1549 года. Помимо языкового барьера, который постепенно удалось преодолеть, миссионер столкнулся и с барьером мировоззренческим. Японцы не могли понять идею о том, что всемогущий бог, который сотворил, в том числе, и зло, является воплощением добра.
Постепенно, преодолевая культурный барьер и налаживая контакты с крупными феодалами, Франциск получил возможность нести идеи католицизма японцам всех социальных слоёв. Однако из-за шедшей в то время в Японии гражданской войны едва ли не в каждой провинции приходилось преодолевать бюрократические препоны. Разрешение на проповеди от правителя одной провинции абсолютно ничего не значило в другой, а власть императора была формальной.
Некоторые феодалы принимали крещение исключительно ради облегчения торговли с европейскими странами, ведь иезуиты выступали посредниками в этих сделках. К 1579 году, по подсчетам самих миссионеров, в Японии насчитывалось около 130 тысяч христиан.
Перед нами начало тщательно подготовленной экспансии европейской державы в Японии, а не ее «открытие». Эта экспансия направлена на колонизацию этой страны по образцу тех африканских и азиатских территорий, которые к тому времени уже были превращены в португальские колонии. Что касается Японии, то Португалия должна была действовать здесь более осторожно, применять другую тактику. Это было вызвано, с одной стороны, полным незнанием страны, силы и способности ее народа и правителей противостоять иностранной интервенции, а с другой-явными опасениями вступить на этой почве в конфликт с Испанией, интересы которой находились в той же зоне.
Нужно было сначала изучить обстановку, подготовить необходимые условия для осуществления в последующей колониальной экспансии. Эта задача была возложена на христианских (католических) миссионеров, игравших роль своего рода разведчиков, посланных в страну для изучения ситуации на месте. Кроме того, задача миссионерских групп заключалась в том, чтобы всесторонне внедрить Японию и подготовить социальную базу для успеха иностранных интервенций.
Христианские миссионеры, работавшие в тесном контакте с португальскими купцами, развили широкую религиозную деятельность – сначала на острове Кюсю, а затем по всей стране.